Подождите
Войти через социальные сети
+7 903-086-34-05 +7 902-270-38-54

​Постпечатные технологии

К постпечатным процессам и технологиям относят всё, что происходит с продукцией после выхода из печатной машины: 
- Резка, 
- Фальцовка, 
- Биговка, 
- Вырубка и высечка, 
- Перфорация, 
- Листоподбор, 
- Брошюровка 
- Ламинирование, 
- УФ-лакировка, 
- Тиснение, 
- Нумерация. 

Резка 
В полиграфии применяются резательные машины гильотинного типа, способные с высокой точностью резать стопу плотной бумаги. Резка всегда происходит в стопе и именно с этим фактом связано требование делать на стадии дизайна вылеты в макете в тех случаях, когда какой-либо объект на странице (графика, изображение, фон) располагается без полей, а под самый обрез листа. 

Фальцовка 
Фальцовкой в полиграфии называется сгибание листов печатной продукции. Она может выполняться вручную или же на специальных фальцевальных аппаратах. Фальцовка востребована при изготовлении, например, буклетов и газет, так же при производстве многостраничной продукции. При изготовлении журналов и брошюр операция фальцовки нередко выполняется одновременно с листоподборкой – для ускорения процесса производства брошюр. 

Биговка 
Когда возникает задача согнуть относительно плотный лист бумага (плотностью выше 170 г/кв.м), то перед фальцовкой производят операцию биговки. Суть её в создании небольшого желобка в том месте, где пройдёт сгиб. Этот желобок (биг) намного увеличивает точность расположения фальца, ну а кроме того избавляет плотную бумагу от излома в месте сгиба. 

Вырубка и высечка 
Резательные машины, применяемые в полиграфии, способны делать лишь прямой рез. Если же надо изготовить изделие с криволинейным обрезным контуром, то для этого существует операция вырубки. На основании макета вырубного контура (для этого дизайнер должен создать отдельный файл этого контура) изготавливается вырубная форма, которая в дальнейшем устанавливается в специальный вырубной аппарат — тигель. Вырубка с помощью тигеля – процесс в основном ручной и производительность его сравнительно невелика. 
С помощью операции вырубки можно осуществлять также и операцию биговки если на изделии несколько бигов. 

Листоподбор 
Чтобы правильно сброшюровать многостраничное издание необходимо в нужном порядке скомпоновать его листы (развороты, тетради). Эта операция и называется листоподбором или листоподборкой. Она может выполняться и вручную, но для средних и больших тиражей технологичней использовать специализированное оборудование — листоподборные автоматы. 
Преимущества цифровой печати на малых тиражах "многополоски" в том,  что листы печатаются сразу подобранными и не требуют дополнительных ручных операций подбора.
  
Брошюровка 
Существует несколько наиболее популярных типов брошюровки: 
Шитье проволокой (т.н. брошюровка «на скрепку»), 
КБС (клеевое бесшвейное скрепление, или «термопереплет»), 
Wire-O (т.н. скрепление «на пружину») 
- Шитье нитками (чаще этот вид брошюровки называют «твердый переплет» в силу того, что он чаще используется в производстве книг, а это чаще подразумевает твёрдую книжную крышку). 

При технологии скреплении «на скрепку» брошюра подбирается разворотами (развороты вкладываются друг в друга), после этого весь блок фальцуется и скрепляется металлическими скрепками. Такой тип скрепления относительно экономичен и чаще применяется для изданий с небольшим количеством страниц (до 60–80,  в зависимости от плотности бумаги). Для более толстых брошюр этот вид скрепления не годится, поскольку полученный блок будет закрываться с трудом. 

При клеевом скреплении отпечатанные листы режут на формат страницы, подбирают на листоподборщике и затем склеивают. Скреплять таким образом можно брошюры любой страничности, но самые лучшие результаты (с хорошо и явно оформленным корешком) получаются при объеме блока не менее 56-60 страниц. Клеевое скрепление дороже скрепления «на скрепку», к тому же оно имеет некоторые ограничения – добиться прочного скрепления блока, напечатанного на плотной мелованной бумаге, довольно сложно. 

При скреплении «на пружину» (Wire-O) после предварительного перфорирования (пробития отверстий) листы блока соединяются между собой с помощью металлической спирали. Это вид скрепления технологически удобен в производстве и часто применяется при изготовлении перекидных настольных и настенных календарей, блокнотов, тетрадей, каталогов, проспектов и других многостраничных изделий. Удобство этого скрепления в том, что издание можно безболезненно развернуть на 180 градусов вокруг оси-корешка и сколь угодно долгое пользование таким изданием не сказывается на надежности такого скрепления. 

Тиснение 
Чаще под этим термином подразумевают тиснение фольгой. С помощью нанесения фольги можно придать изделию новые визуальные и тактильные свойства. Для осуществления этой операции необходимо изготавливать клише. Тиснение чаще применяется при изготовлении деловой и представительской продукции: дипломы, грамоты, папки, удостоверения, а также при производстве обложек представительских брошюр: проспектов, годовых отчётов и т.п. 
Отдельно лучше сказать о тиснении, которое называют конгревным. Его выполняют с помощью двух клише: выпуклого («патрица») и вогнутого («матрица»). При этом получают такой результат, который очень близок к скульптурному и напоминает барельеф. Такое тиснение может выполняться как фольгой, так и без неё. В последнем случае такое тиснение называют «блинтовым». 

Ламинирование 
Ламинированием (или припрессовкой плёнки) называют процесс нанесения полимерного (плёночного) покрытия на запечатанную поверхность. Плёнка придает прочность и жесткость заламинированному листу. 
Существуют различные виды ламинации — например, глянцевая и матовая. Толщины пленок для ламинирования измеряются в микронах. Обложки многостраничных изданий как правило ламинируются более тонкой плёнкой, чем, к примеру, карманные календари или открытки. Глянцевая ламинация придает высокий глянец изделию, так любимый российскими потребителями.

Лакировка 
Существуют два вида лакировки: 
- вд-лакировка, 
- уф-лакировка. 

ВД-лакировка — это покрытие оттиска воднодисперсионным лаком. Этот процесс осуществляется непосредственно в печатной машине, для чего или оттиск специально прогоняют дополнительно через машину после печати или же лак наносится непосредственно во время полноцветной печати в дополнительной секции печатной машины, что называется «в линию». Лакировка таким лаком используется, когда макет подразумевает плотное покрытие краской больших площадей. Нанесение такого лака ускоряет высыхание таких оттисков и отчасти защищает оттиск от следов рук. 

УФ-лакировка — это нанесение специального лака, высыхание которого осуществляется под ультрафиолетовым излучением. Уф-лак придает оттиску настоящий лаковый глянец, в отличие от вд-лака, присутствие которого на оттиске не так заметно. Отличные визуальные свойства (ровный, яркий блеск, толстый слой лака) достижимы прежде всего при трафаретной уф-лакировке. Это сравнительно дорогой вид отделки, как из-за дороговизны расходных материалов, так и по причине относительно малой производительности оборудования. 
Если стоит цель защитить печатную поверхность, то в качестве защитного покрытия то же ламинирование выглядит намного более выигрышным и экономичным. Именно поэтому уф-лакировка применяется чаще для выборочного лакирования, например, фотографий или частей изображения, что позволяет получить интересные визуальные эффекты. 

Перфорация 
Перфорацией называют процесс изготовления большого количества правильно расположенных отверстий (или просечек) в листовом материале. Перфорация востребована тогда, когда есть задача получить полиграфическое изделие с отрывными элементами — листовки, объявления, настенные ежеквартальные календари либо же тогда, когда используется брошюровка издания «на пружину». 

Нумерация 
Нумерацией называется операция по нанесению неповторяющихся чисел и знаков на различную полиграфическую продукцию — билеты, чеки, квитанции, купоны, бланки строгой отчетности, ценные бумаги. Для осуществления этой операции используют или специальные машины, называемые «нумераторами», или (при больших промышленных тиражах) специальные нумерационные блоки в печатных машинах. 
При небольших тиражах изделий и нескольких номерах на листе проявляет свои преимущества цифровая технология печати. С помошью нее также достижима реальная "персонализация" продукции, т.е. впечатывание целых блоков персональной информации.