Подождите
+7 922-188-01-03 +7 902-270-38-54

Материалы для печати полиграфии

Материалы для печати полиграфической продукции делятся на две большие группы: 
- Бумаги, 
- Картоны. 
Картоном условно называется материал массой более 200 г/кв.м и толщиной от 0,3 до 5 мм. Почему «условно»? Потому что сама по себе характеристика «плотность» автоматически не относит материал к картонам или бумагам. Существуют бумаги плотностью и 250 и 300 г/кв.м. Разница же между картонами и бумагами определяется разницей содержания в них бурой древесной массы. В картоне её больше, чем в бумаге. 
Общая характеристика для картонов и бумаг — плотность. Под плотностью в полиграфии подразумевается — сколько грамм весит 1 квадратный метр материала и эта характеристика (наряду с маркой и форматом) находится в числе основных характеристик. 

Классификация бумаг 
Бумаги можно разделить на три большие группы: 
- Мелованные 
- Немелованные 
- Дизайнерские. 
  
Мелованные бумаги — это бумаги, состоящие из слоя бумаги-основы и специального (одного или нескольких) покровного (мелового) слоя, который нанесен с одной или с двух сторон. Это покрытие придает бумаге высокую гладкость и белизну. Мелованные бумаги оптимальны для печати на них полноцветных изображений. Существует два вида мелования — глянцевое и матовое. Линейка плотностей для мелованных бумаг — это 90, 115, 130, 150, 170, 200, 250 и иногда 300 г/кв.м. 

Немелованные бумаги — это бумаги, состоящие лишь из бумаги-основы. Немелованная бумага конечно же дешевле мелованной, но один и тот же цвет будет по-разному на них выглядеть. Немелованная бумага имеет свойство сильнее впитывать краску и от этого на ней цвет получается более «жухлым» не таким ярким и контрастным, как на бумаге мелованной. 
Шкала плотностей для немелованных бумаг — это обычно 65, 80, 100, 120, 160, 200 г/кв.м. 
Категорию немелованных бумаг для печати "качественной" цветной продукции называю ВХИ - бумага для ВысокоХужожестенных Изделий. Самым известным названием немелованных бумаг является "Снегурочка"

Дизайнерские бумаги — это огромный класс бумаг со специфическими визуальными и тактильными свойствами. Нередко эти бумаги уже тонированы на бумажных фабриках, многие из них имеют фактурные поверхности и специальные покрытия. Такие бумаги созданы для изготовления рекламно-представительской и акцидентной продукции (визитные карточки, папки-фолдеры, открытки, меню, обложки проспектов и т.п.). 
Дизайнерские бумаги, выпускаемые относительно небольшими партиями, часто существенно дороже мелованных и далеко не всегда имеются в наличии на складах поставщиков во всем своем ассортименте. Если возникает необходимость использовать какую-либо бумагу из разряда дизайнерских — есть смысл узнать заранее о возможности и сроках её поставки.  
Всё сказанное о классификации справедливо и для картонов. Среди них также есть мелованные, немелованные и дизайнерские. Количество брендов бумаг и картонов, которые сегодня предлагает рынок, огромно. Это не значит, что по своим характеристикам все они принципиально отличаются друг от друга. При выборе конкретной марки бумаги для своего издания есть смысл полностью довериться опыту специалистов.    

Прочие запечатываемые материалы 
Самоклеящаяся бумага — это бумага с клеевым слоем на оборотной стороне. Для защиты клеевого слоя он покрывается специальной (антиадгезивной) бумагой нередко снабженной специальными просечками для её легкого снятия. 
Самоклеящиеся бумаги различаются: 
- по цвету основы: белая, цветная, флуоресцентная; 
- по типу клея: со съемным (полупостоянным) клеем (такая бумага легко снимаются с поверхности, на которую она наклеена) и с несъемным (постоянным) клеем; 
- по виду поверхности: матовая, полуглянцевая, глянцевая. 
Название этого материала соответствует и его применению: этикетки, стикеры, наклейки. 

Самокопирующаяся бумага — это бумага со специальным покрытием, которое способно переносить написанное или напечатанное (от руки, с помощью матричного принтера или печатной машинки) с верхнего листа на нижние без применения копировальной бумаги. 
При этом для процесса копирования нужен следующий набор слоев такой бумаги: 
а). Верхний слой, имеющий на оборотной стороне микрокапсулы с красителем; 
б). Нижний слой, имеющий на лицевой стороне закрепляющий слой, фиксирующий краситель; 
в). Средний слой, снабженный обоими покрытиями. Таких срединных слоёв может быть несколько. 
Самокопирующаяся бумага как правило имеет небольшую плотность (50–65 г/кв.м)  и производится в разных цветовых вариантах. Они используется чаще при изготовлении бланков договоров, накладных, квитанций и других бланков строгой отчетности. Технология печати таких бланков на "самокопирке" - практически только офсет, т.к. бумаги очень тонкие их не получится запечатать на лазерном принтере или ризографе.

Форматы 
Существует международный стандарт ISO 216, который регламентирует основные форматы бумаг. Стандарт «А» принят во всем мире за исключением США и Канады. Стандарт «В» принят в США и Канаде. 
Форматы бумаг по стандарту ISO: 
Стандартные размеры листовых форматов
Полиграфические же стандарты форматов бумаг несколько отличаются от стандартов ISO в большую сторону в силу того, что на печатном листе при печати необходимо располагать дополнительную служебную информацию (кресты совмещения, метки резки, шкалы оперативного контроля и т.п.), а также потому, что зачастую издания располагаются на печатном листе в дообрезном формате, то есть с вылетами под обрез. Например, один из самых распространенных форматов, в которых поставляется бумага — 620 х 940 мм. Как видно — он несколько превышает формат А1 по стандарту ISO. 
Тот факт, что стандарт «В» принят в США и Канаде совсем не говорит о том, что у нас бумаги подобных форматов не поставляются и не используются. Бумаги стандарта «В» точно также поставляются и востребованы нашими типографиями, как и бумаги стандарта «А». 
При выборе формата будущего издания есть смысл ориентироваться на форматы ISO и использовать их или в чистом виде или же их кратные доли. Если же есть какие-то сомнения в вопросе оптимального выбора формата (с целью минимизировать количество обрези), то лучше за уточнением обратиться к менеджерам или технологам типографии.